Залог успешного развития села — единый центр управления

Залог успешного развития села — единый центр управления

Вячеслав Володин призвал повысить ответственность за работу аграрного сектора и изменить принцип финансирования регионов

Поддержанная президентом Владимиром Путиным и утвержденная кабмином госпрограмма комплексногоразвития села не сможет выйти на заявленные рубежи эффективности при текущей несовершенной системе ответственности за её исполнение. По мнению председателя Госдумы Вячеслава Володина, вместо множества министерств, которые участвуют в реализации программы, единым координатором и исполнителем всех заявленных масштабных задач на селе должен стать Минсельхоз. А для того чтобы результативность программы стала стопроцентной, спикер настаивает на том, чтобы средства из федерального бюджета распределялись в регионы не в июне — июле, как это происходит сейчас, а в январе, чтобы все конкурсные процедуры завершались до марта.

Содержание

  1. На село готовы приехать 25 млн человек
  2. Прямые и рамочные законы
  3. Высокооплачиваемые рабочие места

На село готовы приехать 25 млн человек

На деловом завтраке Сбербанка 11 октября Вячеслав Володин подробно и без всякой ретуши обрисовал, мягко говоря, не совсем обнадёживающую картину на селе, заметив, что, возможно, уже скоро здесь некому будет работать. Отток трудовых ресурсов с сельских территорий в близлежащие и отдалённые мегаполисы обрёл такие масштабы, что это приводит к острому дефициту кадров, и если ничего не предпринимать, то ситуация усугубится. А учитывая то обстоятельство, что селяне зарабатывают в три раза меньше городских жителей, то о привлечении сюда высококвалифицированных кадров пока можно только мечтать.

При этом статистика свидетельствует, что желающих поселиться в глубинке более чем достаточно — 25 миллионов человек. Володин отметил, что все они готовы сменить место жительства, но для этого необходимо создать условия: увеличить зарплаты и построить современную социальную инфраструктуру, которая ничем бы не отличалась от городской.

Это позволяет сделать госпрограмма комплексного развития села. Успешность её реализации зависит как от финансовых вливаний, объём которых будет двукратно увеличен по сравнению с первоначальными цифрами, заявленными кабмином в проекте бюджета на следующие три года, так и от участия регионов, чья законодательная база должна поспевать за федеральными трендами. «Было бы правильно привлекать регионы к диалогу. Чтобы, приняв программу, мы бы нашли в лице регионов партнёров», — считает Володин.

И в этой связи эффективность использования государственных средств выходит на передний план, подчеркнул председатель Госдумы. Сегодня она не особенно высока: бюджетные деньги в регионы поступают в июне — июле, а иногда и в августе. Спикер напомнил, что парламентарии намерены добиться, чтобы средства приходили на территории в январе, а до марта должны быть завершены все конкурсные процедуры. Это позволит серьёзно повысить результативность национальных проектов в целом, в том числе и тех, которые касаются развития села.

Ещё один фактор, влияющий на конечный результат, — определение ответственного за выполнение государственной задачи. Пока что за всё отвечает Минсельхоз, формально назначенный координатором, но в действительности не имеющий полноты власти и рычагов влияния. Володин напомнил, что сейчас за развитие села отвечает множество министерств — от Минздрава до Минпросвещения.

«Позиция Госдумы — у программы комплексного развития сельских территорий должен быть единый координатор и один ответственный — это Минсельхоз, — сказал он. — Программу необходимо поддерживать и наполнять дополнительными ресурсами, заниматься качественным подходом в её реализации».

Прямые и рамочные законы

«Развитие сельских территорий — это тот случай, когда законы также должны быть рамочными. Рамочный закон влечёт за собой принятие нормативной базы, в том числе региональных законов, — констатировал Вячеслав Володин. — И этот вопрос надо обсуждать как с позиции принятия рамочных законов, так и законов прямого действия».

По словам спикера, это необходимо, «поскольку мы из федерального Центра не можем увидеть те нюансы и особенности территорий, которые у нас есть, когда мы говорим о комплексном развитии сельских территорий».

«Речь идёт о том, что у нас есть регионы, где проживает много людей и высокая плотность населения, есть особенности регионов, которые находятся рядом с крупными мегаполисами. И это нужно учитывать», — привёл пример Володин.

«Нам было бы правильно, принимая решения и занимаясь законодательным обеспечением программы комплексного развития села, учитывать как географические, так и природно-климатические особенности», — заявил он, добавив, что необходимо также иметь в виду, «кто и чем именно будет заниматься на земле».

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, в свою очередь, заявил, что ведомственная программа, действовавшая с 2005 года, доказала свою эффективность, «но её оказалось недостаточно».

«Программа комплексного развития сельских территорий позволит прекратить отток жителей из села, — уверен министр. — Без комплексного развития мы его не остановим. Очень важно, что программа будет действовать снизу. Проекты будут приходить из регионов и муниципалитетов, чтобы мы понимали, что строить — ФАП, школу или ДК. Хочу сказать, на сегодня только на текущий год мы получили заявок на сумму 132 миллиардов рублей. Денег просим на этот год около 80 миллиардов рублей. Нам нужно в первый год показать, что программа работает и что она эффективна».

Высокооплачиваемые рабочие места

Замминистра финансов Андрей Иванов пообещал, что госпрограмма «со временем наполнится соответствующими ресурсами и в конце концов достигнет заявленных показателей». Что для этого будет делать Минфин? В первую очередь стимулировать инвесторов приходить в село и вкладывать деньги в крупные проекты. Для этого в ведомстве разработали законопроект, который предполагает многоуровневую защиту капиталовложений инвесторов.

Таким образом, по словам замминистра, будут сформированы условия стабильности ведения бизнеса на весь срок реализации проекта. Добиться этого в кабмине планируют с помощью законодательно закреплённого механизма в том числе судебной защиты. Предложенный инструмент защиты частных капиталов, по его мнению, настолько эффективен, что даже при отмене закона предпринимателю гарантируют сохранность его вложений. На такую защиту вправе рассчитывать любой инвестор с объёмом капиталовложений в проект свыше одного миллиарда рублей на федеральном уровне и более 200 миллионов рублей — на региональном. Все новые налоговые поступления, которые возникнут от реализации проектов, Минфин предлагает передать на развитие социальной инфраструктуры сельских территорий.

Вячеслав Володин отметил разумность инициативы, но предложил, прежде чем говорить о её продуктивности, сначала обсудить в течение октября — ноября на диалоговой площадке с привлечением профессионального сообщества, руководителей фракций палаты и первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова. И в случае если инициатива не вызовет отторжения, можно будет перейти к принятию.

«Главное — предложенный механизм должен стать работающим для решения многих проблем, — подчеркнул Володин. — А в целом комплексная программа должна развивать экономику и создавать высокооплачиваемые рабочие места. Именно в этом будущее села».

Комплексная программа должна развивать экономику и создавать высокооплачиваемые рабочие места. Именно в этом будущее села.

Спикер Госдумы заверил, что в случае реализации госпрограммы «жизнь на селе изменится к лучшему».

«Если не будет экономики, если не будет высокооплачиваемых рабочих мест на селе, всё остальное и затраты на инфраструктуру, в первую очередь социальную, рано или поздно останутся пустыми, потому что, если мы говорим, чтобы люди оставались на селе, необходимо создавать рабочие места. Есть преимущества села, и эти преимущества привлекают людей: экология, чистые продукты, безопасность», — заключил Вячеслав Володин.

Источник

agrarii.com