Фото:
Парламентская газета
В прошлом году в нашей стране было зафиксировано 56 очагов африканской чумы свиней, появились и ранее невиданные в России заболевания, вроде болезни Ньюкасла у птиц. Чтобы мясо заболевших животных в принципе не могло попасть на прилавки магазинов, а потом и на столы граждан, Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект Минсельхоза, который предусматривает единую систему ветнадзора по всей стране. Как стало известно «Парламентской газете», ко второму чтению документа контроль за личными подсобными хозяйствами парламентарии намерены сохранить за регионами.
Кто в ответе за болезни коров
Исправление ситуации с заболеваемостью сельхозживотных крайне важно для продовольственной безопасности страны, ведь заражённое мясо легко может попасть на стол россиян, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский.
«Сегодня у нас в стране нет человека, который нёс бы ответственность за эту сферу — нет главного ветеринара, и для многих это откровение», — констатировал он на совещании в Совете Федерации, посвящённом совершенствованию ветеринарного надзора в России, которое состоялось 16 октября.
Сегодня, по словам сенатора, в отличие от советского времени полномочия по надзору и контролю распылены, нет и единых правил ветнадзора. Выходом из ситуации могло бы стать создание единой ветеринарной службы, уверен Лисовский. Также, по его мнению, в стране должна появиться и должность главного ветеринарного врача, которая существовала в СССР. Эту идею в Правительстве поддерживают — в июле прошлого года в Госдуму был внесён законопроект с поправками в законодательство о ветеринарии. Контролировать эпизоотическую ситуацию в регионах теперь предлагается по-новому.
«Полномочия по государственному ветнадзору в полном объёме будут переданы Россельхознадзору», — рассказал сенаторам о содержании поправок заместитель главы Минсельхоза Максим Увайдов. По его мнению, это станет важнейшим шагом в построении единой системы ветеринарного надзора, которая сейчас практически разрушена.
Это произошло после того, как в ходе административной реформы в 2004 году ветеринарный надзор был передан на региональный уровень. Тогда посчитали, что на местах будет легче следить и контролировать эпизоотическую ситуацию. «Ожидаемого результата мы не получили», — объяснил желание Правительства вернуть всё на круги своя Увайдов.
Где скрывается чума?
Есть несколько причин, почему региональные управления ветеринарии со своими задачами не справились. Первая — экономическая. Поскольку полномочия по ветеринарному надзору и полномочия по контролю за этим самым надзором оказались в одних руках, были случаи, когда региональные ветслужбы закрывали глаза на нарушения крупных агрохолдингов. «Объясняется это тем, что агрохолдинги, как правило, доноры региональных бюджетов, а терять доходы никому не хочется», — пояснил Максим Увайдов.
В 2018 году из 56 выявленных очагов заболевания чумой 47 находились в личных подсобных хозяйствах.
Однако более важной причиной несостоятельности региональных ветслужб явились лакуны в законодательстве. Например, ветеринарная служба на местах не имеет полномочий проверять агрохозяйства государственных структур, таких, например, как армия, полиция, ФСИН и другие.
«Откуда пошла африканская чума свиней, которая привела к миллионным убыткам хозяйств и вспышка которой полностью не погашена до сих пор?» — задал вопрос начальник управления ветеринарии Саратовской области Алексей Частов. И сам на него же ответил: «Заболевание началось в хозяйствах, которые принадлежали армии, но мы, региональные ветеринары, туда зайти не можем. Поэтому вертикаль ветеринарного надзора сегодня необходима. И управление всей этой системой должно осуществляться из федерального Центра».
Чтобы ветеринары не исчезли
И всё же, как бы то ни было, система ветеринарного надзора в регионах с 2004 года была выстроена. Не приведёт ли её отмена к ещё большим проблемам с заболеваемостью?
« На местах не до конца поняли саму идею законопроекта, — считает сенатор от Алтайского края Татьяна Гигель. — В поправках речь идёт о передаче Центру полномочий по контролю за работой ветеринаров, но не полномочий самих ветеринарных служб. Вместе с тем некоторые регионы уже начали сокращать ветеринаров». Это недопустимо, уверена она. Более того, кабмину необходимо обратить внимание и на зарплаты докторов для животных, которые едва ли не самые низкие по региону.
«Если мы говорим о единой системе ветеринарии, то она должна касаться не только надзора за ветврачами, как предлагается в правительственных поправках. Система должна включать и сами ветеринарные службы, а это и кадры, и достойные зарплаты», — считает Гигель.
С такой позицией согласен и заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Алексей Лавриненко, сообщив, что ко второму чтению законодатели намерены подготовить ряд предложений. Одно из них касается контроля за личными подсобными хозяйствами (ЛПХ), в которых содержатся скот и птица. По подсчётам экспертов, в ЛПХ находится до 40 процентов всего крупного рогатого скота в стране. Между тем контроль за этим сектором никогда федеральный Центр не интересовал, поскольку объёмных поставок в торговые сети в отличие от агрохолдингов частники не делают.
«Статистика показывает, что заболевания чумой (в 2018 году из 56 выявленных очагов 47 находились в ЛПХ) начинаются именно в частных подворьях, а потом вырастают в эпидемию», — предостерегает Алексей Лавриненко. Он отметил, что, несмотря на недостатки работы региональных ветслужб, они тем не менее научились контролировать частный сектор.
По мнению депутата, это достижение не должно быть потеряно — за регионами необходимо оставить право следить за ЛПХ, тем более что у Россельхознадзора просто физически не хватит людей для этого.